Врачебная палата
Смоленская региональная общественная организация
214000, г. Cмоленск, ул. Большая Советская д. 45/1, кв. 2
67medpalata@mail.ru

Общественная аккредитация образовательных программ - общая информация

Национальная Медицинская Палата заявила о начале проведения общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования (программ профессионального обучения) в сфере здравоохранения в рамках заключенного ранее соглашения о взаимодействии между Министерством здравоохраненияРоссийской Федерации и Национальной медицинской палатой. Соответствующее уведомление было направлено в Министерство образования и науки РФ и Министерство здравоохранения РФ.

Сегодня в системе управления страной разрабатываются модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления, и привлечение общественных организаций к аккредитации образовательных учреждений является логичным развитием этого процесса. Любая аккредитация в образовании — это оценка качества программ. Помимо привычной государственной аккредитации новым Федеральным законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» введены понятия профессионально-общественной и общественной аккредитации.

«По сути это признание профессионалами востребованности этих программ и образовательных учреждений, - говорит Юрий Ушанов, заместитель председателя Центрального экспертного Совета по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций в сфере здравоохранения НП «Национальная медицинская палата», – и для сообщества медицинских работников и для работодателей и для органов власти это еще одно из оснований для выводов о том, какие именно образовательные программы и образовательные учреждения успешны и востребованы в нашей области».

По его словам, аккредитация профессиональными сообществами образовательных программ не является дублированием государственной, ведь, например, государство может разрабатывать образовательные программы, но специалисты обученные по этим программам не будут востребованы профессиональным сообществом. В данном же случае, само профессиональное сообщество медицинских работников участвует в разработке программ и отвечает за их качество и актуальность. «Еще одно принципиальное отличие общественно-профессиональной аккредитации от государственной – сегодня, как никогда, требуется особый подход к формированию критериев и требований к профессиональному уровню медиков. Медицина развивается быстрыми темпами. Экспертный совет при НМП, который будет заниматься профессионально-общественной аккредитацией более мобилен, чем государственные структуры, более гибкий. Эксперты готовы постоянно вносить обновления в программы и, как следствие программы будут больше соответствовать современным запросам в сфере здравоохранения», - подчеркнул Юрий Ушанов.

На данный момент НМП готова взять на себя в основном аккредитацию по программам непрерывного последипломного образования, поскольку процесс аккредитации трудоемкий, требует больших временных затрат, но постепенно охват будет расширяться.

В НМП разработан и утвержден алгоритм для аккредитации образовательных учреждений и программ. При НМП начинает работу Центральный экспертный совет (ЦЭС), который будет разрабатывать общие критерии по аккредитации и формировать профильные экспертные комиссии, которые будут состоять не более чем из 5 экспертов. Состав экспертной комиссии состоит из квалифицированных специалистов по оценке

Для прохождения аккредитации образовательная организация подает заявление в ЦЭС.

Сама процедура аккредитации будет проходить в несколько этапов. Первый этап аккредитации – самостоятельное обследование образовательной организации, на соответствие стандартам аккредитации с подготовкой отчета о результатах. Вторым этапом аккредитации станет визит экспертной комиссии в образовательную организацию с предоставлением руководству организации промежуточного отчета об экспертизе. Экспертная комиссия во время визита будет принимать во внимание обстановку в образовательной организации, содержание реализуемых образовательных программ, мнение обучающихся, состав профессорско-преподавательского коллектива, образовательные ресурсы, инновационные технологии и т.п. На третьем этапе на основании отчетов экспертной комиссии Центральный экспертный совет принимает решение об общественной аккредитации образовательной организации.Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы и общественной аккредитации учреждения выдается сроком от 1 года до 5 лет.

Возникает логичный вопрос – зачем общественная аккредитация может понадобится самим образовательным учреждениям? Будут ли они заинтересованы в ее получении?

«Отмечу важный момент, при проведении аккредитации образовательные программы и учреждения набирают определенное количество баллов по разработанным критериям оценки и на основе этих баллов НМП составляет рейтинг образовательных учреждений и программ, который будет доступен медицинскому сообществу. Поэтому врач ли, выбирающий учреждение или программу, по которой он будет проходить повышение квалификации, студент ли, будут в том числе ориентироваться и на этот рейтинг – ведь аккредитация от НМП - это показатель высокого качества профильного образования, признанного в медицинском сообществе. Поэтому образовательным учреждениям важно это для повышения своего престижа в глазах потенциальных обучающихся, - говорит Юрий Ушанов, - К тому же, организации имеющие подобную аккредитацию могут воспользоваться ейдля получения дополнительных преференций в системе государственного заказа, что совершенно реально в условиях, когда политика государства направлена на усиление роли общественных организаций, а значит очень важна их экспертная оценка».

Состав Центрального экспертного совета

Центральный экспертный совет создается с целью обеспечения единых методических принципов аккредитационной экспертизы, исключения возможных конфликтов интересов, протекционистских и коррупционных проявлений, рассмотрения апелляций и т.п., а также с целью организации аккредитационной экспертизы образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения.

Стандарты и критерии аккредитации образовательных программ

Стандарты и критерии профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций определяются Национальной медицинской палатой в соответствии с действующим российским законодательством в сфере образования и гармонизированы с международными стандартами для гарантии качества медицинского образования.

Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Право прохождения аккредитации имеют образовательные и научные учреждения высшего и среднего основного и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку медицинских кадров, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы, имеющие лицензию на образовательную деятельность.

Экспертные комиссии

Для проведения внешней экспертизы образовательных программ, входящих в укрупненную группу специальностей «здравоохранение», реализуемых образовательными и научными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, Центральный экспертный совет по аккредитационной экспертизе образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения Национальной медицинской палаты (далее – ЦЭС) формирует профильные экспертные комиссии.